666

Как самостоятельно починить или отремонтировать автомобильный генератор различных модификаций в домашних условиях своими руками

Источником информации о состоянии энергосистемы в современных автомобилях служит контрольный индикатор заряда аккумуляторной батареи. Индикатор, как правило, расположен на приборной панели автомобиля

1. При исправной энергосистеме индикатор загорается одновременно с другими лампочками во время включения зажигания, и гаснет после запуска двигателя. Если индикатор ведет себя иначе - это сигнал того, что система электропитания неисправна.

2. Также при поломке генератора часто обнуляются электроприборы - часы, настройки магнитолы и т.п. Кроме этого признаками неисправности является неустойчивое напряжение – то есть, то нет, периодический визг из-под капота и запах горелых проводов.

3. Если в вашей машине установлена «таблетка» (вынесенное реле зарядки) диагноз можно конкретизировать: попробуйте во время работы двигателя выдернуть два подходящих к реле провода и перемкнуть их между собой. Если в этот момент ничего не происходит, скорее всего, генератор точно сломан. Выявить проблему можно и на заглушенном двигателе - подергайте вверх-вниз шкив генератора, если ощущается люфт - проблема с генератором определенно есть.



Как определить, что именно сломалось в генераторе:

1. Самое простое - проверить предохранитель. Предохранитель находится в обмотке возбуждения генератора. Иногда всего лишь достаточно пошевелить предохранитель. Страшного ничего не случится, в лучшем случае - Вы самостоятельно справитесь с поломкой.

2. Следующие детали, которые необходимо проверить - щетки и контактные кольца. Неисправности щеточного узла генератора часто становятся причиной отсутствия электричества в автомобиле . Во время работы генератора щетки скользят по токосъёмным кольцам ротора. При этом щетки изнашиваются, образуется графитовая пыль, которая постепенно забивает зазоры в держателях. Щетки заклинивает, они зависают. Возникает искрение на кольцах. Генератор перестает выдавать ток.

Чтобы устранить эту поломку Вам следует почистить или заменить щеточный узел. Сделать это достаточно просто - необходимо отвернуть винт крепления и вынуть щеткодержатель из гнезда.
Важно помнить, щетки и щеткодержатель при снятии задней крышки могут быть повреждены. Перед тем, как снять щеточный узел, вам следует сначала извлечь кожух, который защищает щеткодержатель.
Чаще всего встречается, что щеткодержатель с щетками и генератор напряжения выполнены в одном блоке. В этом случае, чтобы извлечь щеточный узел, необходимо открутить винты крепления, и снять его с задней крышки.

3. Если замкнула и перегорела обмотка, Вам вряд ли Вам удастся что-либо сделать самостоятельно. В этой ситуации мы бы рекомендовали продолжить путь на аккумуляторе до ближайшей станции техобслуживания.

4. Продолжить поездку на аккумуляторе можно и в случае, если износились и рассыпались подшипники, а под рукой нет запасных, если причиной поломки стал разрыв приводного ремня или другие неустранимые подручными средствами поломки.


Если починить генератор нет возможности:
В светлое время суток при хорошем состоянии аккумуляторной батареи вы вполне сможете проехать несколько сот километров с неработающим генератором. Исправная аккумуляторная батарея обеспечит работу энергосистемы автомобиля без зарядки примерно в течение пяти - десяти часов.
Однако продолжая движение на аккумуляторе, следует помнить, что каждый включенный электроприбор в автомобиле сокращает пробег, отбирая часть остаточной емкости АКБ. Поэтому придется отказаться от включения системы вентиляции салона, аудиосистемы и других менее важных электроприборов. Днем при хорошей видимости можно выключить фары ближнего света.

Выбирая скоростной режим движения, следует знать, что увеличение количества оборотов коленвала сопровождается повышением потребления энергии. Не следует выключать зажигание на спусках и у светофоров, если после этого придется пользоваться стартером — для него потребуется больше энергии, чем удастся сэкономить за время остановки двигателя.


Кстати, если в дальней дороге генератор откажет на одной из машин, движущихся в общей группе, подзаряжать ее батарею можно на других автомобилях, переставляя аккумуляторы с машины на машину. К сожалению, движение с неработающим генератором исключено на автомобилях последних поколений, в бортовом компьютере которых предусмотрена защита аккумулятора от глубокого разряда.

Можно купить новую обмотку для статора, либо сдать в ремонт испорченную и произвести замену. Если произошел обрыв обмотки, то следует произвести ремонт ротора. Чаще всего обмотка обрывается в районе контактных колец (как правило – это распайка одного из концов обмотки). В таком случае нужно произвести отмотку витка на участке разрыва. Длина провода должна быть такой, чтобы ее хватило для произведения припайки к контактному кольцу. Теперь следует выпаять из контактного кольца отломанный конец обмотки и производится исправный конец этой же обмотки (провод, отломанный назад).


Есть вероятность, что произошла распайка конца у обмотки расположенной на роторе. В таком случае ее всего лишь нужно припаять обратно. При необходимости нужно произвести зачистку контактных колец. В случае, если дефект глубокий – его можно убрать напильником.

Попутно можно избавиться от еще одной проблемы – шум генератора. Следует произвести осмотр подшипника расположенного на роторе и при необходимости произвести его замену. Если у подшипника отсутствует люфт, то нужно снять с него защитную накладку и промыть ее в бензине, затем произвести смазку. Смазку следует подавать в количестве 30% от общего объема подшипника.

Исходя из всего вышесказанного становится понятно, что именно этот элемент обеспечивает заряд аккумулятора, а также питание различных электропотребителей. К последним же относится система зажигания, без которой авто попросту не заведется, осветительные приборы, бортовой компьютер и т. д. Так что если данный элемент выйдет из строя, то эксплуатация транспортного средства не будет возможной. Рассмотрим же, как определить и отремонтировать различные неисправности генератора автомобиля, а когда ситуацию спасут только новые запчасти.


Садясь за руль и поворачивая ключ в замке зажигания, вы видите, как сразу же загорается соответствующий индикатор на приборной панели, который и является основным показателем исправности генератора. Если же контрольная лампа не работает, то оперативное техническое обслуживание поможет выявить и устранить недочет. Однако это далеко не единственный признак поломки генераторов в автомобилях, также стоит посмотреть и на показания вольтметра. Если его стрелка изначально находится в красной зоне или же отклоняется в сторону начала шкалы, то также стоит произвести немедленную диагностику.

Если же контрольный прибор исправен, при этом нарушена работа вольтметра, значит, произошел обрыв в вентилях, в обмотке стартера либо в диодах обмотки возбуждения. Еще подобное могло спровоцировать короткое замыкание. А вот, как же проверить исправность работы генератора автомобиля, если одновременно отказали и индикатор, и вольтметр? Кроме отсутствия контактов между регулятором напряжения и щетками, спровоцировать подобную ситуацию мог и износ последних. Тогда ситуацию можно изменить только заменой, благо такие запчасти приобрести нетрудно. Еще негативно сказывается и окисление контактных колец, разъединение их с выводами обмотки возбуждения и повреждение самого регулятора. Все это может говорить о том, что вы давненько не проводили техническое обслуживание этого агрегата.


Что же насчет последнего тревожного признака, который мы указали выше, а именно, повышенного шума, то в этом случае проверки работоспособности электрической цепи генератора на автомобиле будет недостаточно. Необходимо также оценить состояние подшипников, и надежно ли зафиксированы гайки шкива. Вполне вероятно, что именно они и вызывают этот звук. Вообще, несложно догадаться, что такое плачевное состояние возникает не в одночасье. Следовательно, снизить вероятность такого запущенного состояния можно, если вы будете проводить техническое обслуживание в качестве профилактики 2 раза в год.

А вот если диагностика показала, что сильно повреждена обмотка, то перемотка для генератора автомобиля неизбежна. Вообще, данная процедура сложная, поэтому, кто не уверен в своих силах, лучше довериться профессионалам. Хотя при желании перемотка может осуществляться и вами, только не поленитесь хорошо изучить этот вопрос предварительно. Нужно снять прежнюю обмотку, часто ее сжигают, и хорошенько почистить стартер стальной щеткой. Перед тем как перемотка начнется, измерьте, насколько выступали лобовые части, иначе вы рискуете, что в корпус отремонтированная деталь не влезет.


Дальше обычно считают количество витков и чертят схему, но в интернете вы можете найти уже готовый чертеж для вашей марки авто. Перемотка предполагает, что в каждый паз вы поместите кусочек изоляции. Она бывает разной, но главное, чтобы во время вязания проводки прокладки не повредились. Далее перемотка входит в финальную стадию, нам нужно лишь по указанной схеме аккуратно навязать провод. В конце аккуратно подгибаем прокладки, если они выступают за кольцо, закрепляем намотку, пропитываем специальным лаком и проверяем работоспособность.

Для тех, кто уже неоднократно производил починку генераторов своими руками, разобрать и собрать генератор, чтобы установить причину неполадки, не составит большого труда.

А вот для новичков самостоятельно починить генератор будет сложновато. Впрочем, было бы желание, а обучиться новому делу всегда можно. Главное помнить, что за генератором, как и за любой другой деталью автомобиля нужен своевременный уход. Необходимо вовремя менять щетки, защищать генератор от попадания на него слишком большого количества пыли и грязи и ни в коем случае не допускать его промокания. У клинового ремня на генераторе должна быть нужная степень натяжки, чтобы она была не слишком слабой и не слишком натянутой.


Каждые 15 тыс. километров пробега рекомендуется проводить проверку технического состояния генератора. При его грамотной эксплуатации он может проработать до 160 тыс. километров. После, ремонтировать его уже не имеет смысла, необходимо покупать новый генератор.

Небольшие ремонтные работы вроде проверки натяжения ремня или замены щеток не займут много времени. К тому же с ними запросто могут справиться даже водители, которые слабо разбираются в машинах. По достижению на автомобиле пробега в 70 тысяч километров, необходимо провести полный осмотр авто и совершить превентивную починку, иначе не избежать серьезных неполадок в будущем. Капитальный ремонт, осмотр всего автомобиля и профилактические работы высокого качества лучше предоставить знатокам своего дела.

При отсутствии нужных умений и навыков самостоятельная починка данного агрегата может привести к отрицательным последствиям вплоть до полного отказа работы генератора и невозможности его ремонта. Поэтому следует все хорошо обдумать, прежде чем приступать к самостоятельной починке, чтобы не попасть на замену генератора.


Что касается импортных моделей генераторов, то их лучше сразу отдавать на ремонт в специализированные мастерские, сэкономив, тем самым, не только свои деньги, но и время.

Однако и здесь существует вероятность попасть впросак. Некоторые работники автосервисов вместо полноценного устранения неисправностей в генераторе просто обдувают его струей пара, а потом красят. Внешне генератор выглядит как новенький, но неисправности в нем никуда не исчезли.

В хороших автомастерских генератор сначала проверяют на особом стенде, оснащенном специальными измерительными датчиками, а уже потом приступают к ремонту. Его полностью разбирают, затем чистят и находят неисправные детали, которые впоследствии заменяют на новые. По статистике такой ремонт продлевает жизнь генератора еще на два-три года.

Самое главное необходимо понимать, что за генератором, как и за всеми узлами автомобиля, необходимо следить, и своевременно его обслуживать. Своевременно менять щетки, не допускать попадания большого количества пыли и грязи, уже не говориться про воду. Следить за правильной натяжкой клинового ремня генератора, чтобы он не был ни ослаблен, ни перетянут.


Проверять техническое состояние генератора рекомендуется через каждые 15 000 км. пробега. Обычно при правильном уходе за генератором он может прослужить до 160 000 км. пробега и ремонт генератора своими руками просто не понадобится, вы просто его замените и все.

Но чтобы генератор автомобиля так долго прослужил, необходимо научится его правильно обслуживать, и без разборки генератора здесь не обойтись.

Если вы хотите проводить ремонт генератора своими руками, то следует научиться правильно разбирать генератор.

Естественно, что каждая модель генератора может разбираться по-разному, особенно генераторы от иномарок, но все же алгоритм действий во всех случаях практически одинаковый.

Первым делом необходимо очистить генератор от пыли, а по необходимости даже продуть сжатым воздухом.

Далее снимаются щетки генератора одновременно с щеткодержателем, для этого необходимо окрутить только одни винт.


Сразу же проверьте состояние щеток и щеткодержателя. Если щетки выступают менее чем на 0,5 см из щеткодержателя, то они подлежать немедленной замене.

Так же при снятии щеткодержателя обратите внимание на состоянии гнезда, где он крепится. Обычно, в гнезде содержится много угольной пыли, которая смешана с маслом, удалите все это тряпочкой.
Как снять генератор и разобрать его.

1. Первым делом снимите щеткодержатель вместе с регулятором напряжения, аккуратно открутив все крепления.

2. Извлеките натяжные болты и затем крышку со статором.

3. Снимите крышку со статора, отсоединив перед этим фазные обмотки от выводных проводов на блоке выпрямления.


4. Далее снимите шкив с вала и переднюю крышку генератора, применяя специальный съемник.

Сборка генератора проводится в обратной последовательности.

В случае замыкания обмотки от вас потребуются более серьезные действия, чем простая замена детали. Итак, обрыв обмотки можно либо починить, либо заменить новыми проводами. Часто обмотка обрывается рядом с контактными кольцами. Кроме того, поломка может случиться из-за распайки какого-нибудь из концов обмотки. Подобную неисправность можно починить, отмотав виток в области разрыва назад с обмотки ротора. Далее отломанный конец обмотки надо снять (выпаять) с контактного кольца и припаять туда отмотанный ранее провод. Распайку очень легко починить путем обратного припаивания проводки.

О слабом или слишком сильном заряде генератора свидетельствует испорченное реле, которое необходимо заменить при ремонте генератора.

Если проверка напряжения генератора показал, что прибор исправен, но при этом на панели приборов мигает индикатор, то, скорее всего, вышел из строя один из диодов, которые отвечают за питание лампочки в индикаторе. Данные диоды находятся в самом генераторе, и замена проводится после разборки устройства.

О несвойственных генератору шумах может свидетельствовать износ подшипника ротора. Если при осмотре обнаружится, что подшипник генератора изношен, то его нужно будет заменить. Если же непонятные звуки генератора связаны с отсутствием люфта в подшипнике, то его можно будет просто залить маслом, предварительно промыв в бензине. Посторонние звуки после этого исчезнут.