666

666

Как самостоятельно увеличить или поднять клиренс – дорожный просвет у автомобиля своими руками. Описание технологий увеличения клиренса с наглядными фото и схемами


Сегодня мы поговорим о том, как самостоятельно увеличить или поднять клиренс, то есть дорожный просвет у автомобиля своими руками. Также рассмотрим описание технологий увеличения клиренса с наглядными фотографиями и чертежами

Можно на пару сантиметров приподнять автомобиль, если поставить колеса, диаметр которых больше, нежели используется на данный момент. Но если на машине уже стоят колеса с максимально допустимым диаметром, такое действие выполнить не получится. А причина тому – невозможность маневрирования, так как в крайних положениях руля колеса будут тереть о кузов. Важный момент – при увеличении диаметра обязательно нужно использовать такой же профиль шин, как и раньше. Если вы установите колесо большего радиуса, но имеющее меньший профиль, то прибавку в высоте не получите.


Перед заменой колес обязательно проконсультируйтесь со специалистами, просмотрите форумы владельцев автомобилей вашей марки, чтобы не возникло трудностей. Показания спидометра могут оказаться неправильными, он будет показывать скорость, которая намного меньше действительной. При наличии ABS и ESP возможны проблемы и с ними. И как уже было сказано, самое страшное – это соприкосновение с элементами кузова. Не лучше ли тогда заменить пружины с амортизаторами?

В магазинах можно встретить немало амортизаторов и пружин подвески с занижением или завышением. Можно смело использовать такие детали, если ваш автомобиль не находится на гарантии. В противном случае вы просто ее лишитесь. И в случае поломки по вине производителя вы не получите ремонта за его счет, придется оплачивать его самостоятельно. Но главный недостаток такого способа – это ухудшение (причем значительное) ездовых характеристик. Автомобиль теряет устойчивость, становится неуправляемым при прохождении поворотов. И если в сухую и жаркую погоду это не так заметно, на мокрой дороге проявляется в полной мере.


Раньше, чтобы приподнять автомобиль самоделкины вставляли теннисные мячи между витками задних пружин. Сейчас же для подобной цели любой желающий может приобрести в автомагазине или на автомобильном рынке резиновые прокладки под пружины, известные как проставки для увеличения клиренса, которые могут быть абсолютно различной толщины, все зависит от того, насколько вы хотите приподнять автомобиль.

Но действительно ли эти, так называемые проставки, необходимы, не несут ли они угрозы всей подвеске автомобиля? Согласитесь, в этом необходимо разобраться, прежде чем принять окончательное решение и приступить к установке этих самых проставок.

Конечно, изменение внешнего вида – это дело вкуса каждого. А вот мягкость хода и удобство посадки, и в первую очередь водительского кресла, аналогичны табуретке, после преобразования пружины, да-да, проставки дают дополнительную нагрузку на амортизаторы вследствие чего они уже не справляются со своими обязанностями, а что еще хуже и вовсе подвержены преждевременному выходу из строя.
По отзывам тех, кто все-таки решился на подобную модернизацию, уже через неделю эксплуатации задратого автомобиля в негодность приходит резиновая втулка нижнего крепления амортизатора, и заметно подустает весь нижний кронштейн. Зимой увеличенный клиренс доставляет неудобства с устойчивостью на гололеде, особенно заднеприводным автомобилям.

Все указанное, согласитесь, не рисует приятную перспективу увеличения клиренса, однако от проставок есть и положительные результаты. Давайте их рассмотрим. Увеличенный клиренс позволяет защитить заднюю подвеску от пробоев, а задние колеса от чирканий по подкрылкам. Конечно, плюсов мало, но они довольно весомые. Поэтому не удивительно, что многие все-таки устанавливают проставки. Это довольно легко сделать самостоятельно, вдаваться в процедуру установки не будем, так как на упаковке этих самых резиновых проставок она подробно описана.


Для того чтобы определить, так ли необходимо увеличить дорожный просвет, потребуется провести несколько расчетов. Клиренс – это расстояние от низшей точки машины (замер производится в середине кузова) до поверхности земли. Днище машины представляет собой неровную поверхность, на которой присутствуют как выемки, так и выступы, различное навесное оборудование. Вычислить самое низкорасположенное устройство на глаз практически невозможно, поэтому принимается более простое решение. Чаще всего самая низкая точка находится под двигателем, а коробка передач и выхлопная труба располагаются немного выше. Но не упустите из вида высоту защиты мотора, она необходима но пару сантиметров от величины клиренса все-таки отнимает.

При покупке машины обязательно интересуйтесь, какой у нее реальный просвет. Большая часть производителей в паспорте указывает величину без учета установленной защиты картера. Может случиться что вы купили автомобиль, у которого по паспорту 150 мм просвет, а на деле он окажется всего 130.


Намного эффективнее оказывается установить проставки для увеличения клиренса, коих в магазинах тоже немало. Они устанавливаются на края пружин либо же в местах крепления амортизаторов к кузову автомобиля. Материал для проставок под пружины – это прочная резина. У нее высокая плотность, что сказывается на ее долговечности. Нередко используют полиуретановые или пластиковые проставки. У каждого материала, как сами можете догадаться, имеются свои преимущества и недостатки. Срок службы у них также разнится. А для установки на амортизаторы используют алюминиевые или стальные проставки, ресурс у которых значительно выше.

Основные материалы, применяемые для изготовления проставок:

1. Резина – обладает устойчивостью к агрессивной среде, не служит причиной коррозии кузовных элементов, не влияет на комфорт и управление, обладает низкой стоимостью. Но быстро изнашивается, способна деформироваться и порваться.


2. Полиуретан – изделия схожи с резиновыми собратьями, бесшумны, эластичны, с нагрузками справляются легко, прочнее резины во много раз, способны погасить любой удар при езде по неровной дороге. Но обладают недостатками, например, высокой стоимостью, повышают нагрузку на втулки и могут вызвать деформации кузова.

3. Алюминий – наиболее прочные изделия именно из него, хоть и цена невероятно высокая. Все преимущества, которые имеются у полиуретановых и резиновых проставок, есть и у алюминиевых. Причем преимущества более сильно выражены, а срок службы таких изделий весьма большой. Недостатком можно считать только возможное появление коррозии в тех местах, в которых проставка соприкасается с элементами кузова.

4. АБС-пластик является наиболее эффективным материалом, так как у него почти нет недостатков, тогда как он впитал в себя плюсы алюминия, резины и полиуретана.


Перед установкой проставки сделайте небольшой замер. Разберите подвеску и посмотрите, какая длина пружины. Как это ни странно, но за годы эксплуатации пружина проседает, расстояние между ее витками становится меньше и эффекта от установки проставок не будет. Поэтому проведите замеры и сравните с эталонным значением, которое можно узнать из руководства к вашему автомобилю. Если пружины окончательно просели, то лучше установить новые, с которыми использовать проставки. Увеличить дорожный просвет автомобиля можно только при условии, что пружины на нем имеют нормальное состояние.

Цена проставок весьма разумная, что позволяет изменить просвет владельцу любого автомобиля и с любым уровнем дохода. Что касается монтажа, то сложностей не должно возникнуть, особенно с задней подвеской. И результат вас порадует – за короткое время вы поднимите свой автомобиль на пару-тройку сантиметров над землей. Но не стоит поднимать сильнее, так как работа подвески в таком случае будет неправильной, в результате чего изнашиваться ее элементы будут намного быстрее, чем обычно.

Конечно же, изменение дорожного просвета влияет на центр тяжести, который смещается вверх. Управляемость становится хуже, так как все технологии, по которым был изготовлен автомобиль, нарушены. Помните, что при изготовлении машины работает целая команда опытных инженеров-конструкторов, которые проверяют, считают, какие нагрузки допустимо прикладывать, сверяют расположение колес относительно поверхности и друг друга в различных ситуациях.


А вы увеличили просвет на 5 сантиметров, изменились и развал-схождение колес, и их положение относительно кузова. А на руль колеса и вовсе стали реагировать несинхронно, результат всего этого – крайне некомфортная поездка и малый срок службы подвески. Также изменяется положение штока амортизатора. Если изначально оно было примерно в середине хода штока, то после увеличения просвета станет ближе к верхнему положению, что приведет к его выходу из строя при поездке по ямам и ухабам.

При увеличении просвета на 3 сантиметра и больше вы вряд ли выставите правильный развал колес, что приведет к неравномерному износу покрышек. Удостоверьтесь в том, что комплект проставок имеет шпильки и болты, перед тем как увеличить дорожный просвет автомобиля. Следуя этим простым правилам, вы поднимите свой автомобиль и без ущерба для безопасности. Подъем кузова на несколько сантиметров не только позволит сберечь днище авто, но и, по сути, вернет машину в положение, которое она занимала, когда только сошла с конвейера.

Не удивляйтесь, это действительно так, но это касается только автомобилей с большим пробегом и мягкой подвеской, пружины у которых достаточно просели, особенно после эксплуатации в условиях плохих дорог.

Перед тем как приступать к увеличению клиренса, нужно провести предварительную проверку: измерить фактический дорожный просвет, так как он может отличаться от указанного в паспорте машины.


Перед тем как предпринимать действия по увеличению клиренса, стоит проверить работоспособность автомобильной подвески. Для этого стоит расположить транспортное средство на подъемнике, обследовать все стойки. Так, вы сможет установить поврежденные пружины, если таковые имеются.

Для того чтобы увеличить клиренс своими руками, можно произвести установку проставок. Как правило, они поступают на продажу в комплекте. Но перед тем как приобретать их, обязательно проследите, что выбранный комплект действительно подходит для вашего транспортного средства.

Процесс установки проставок действительно прост. Для этого необходимо демонтировать колесо, а также снять диск. Далее стоит убрать болты, которые используются для крепления стоек. После этого нужно извлечь стойку. Далее, четко следуя инструкции, стоит произвести монтаж проставок, прикрепить их при помощи стяжек, иных крепежных составляющих.

Параллельно стоит провести проверку пружин. Довольно часто часть витков срезается, после чего автомобиль немного опускается. Исправить эту ситуацию можно, укомплектовав автомобиль новыми пружинами. Учтите, что покупать стоит только те пружины, которые рекомендованы компанией-производителем вашего транспортного средства.

Монтаж пружин может привести к тому, что автомобиль будет несколько дней немного приподнят. Но как только пройдет процесс усадки пружин, сразу же размеры дорожного просвета немного уменьшаться.


Для увеличения клиренса также можно укомплектовать транспортное средство покрышками с высоким профилем. Но делать это стоит только после консультации опытного мастера. В ином случае, могут быть сложности с эксплуатацией транспорта.

Несомненно, межвитковая проставка позволяет в некоторой степени увеличить дорожный просвет. Происходить это за счет уменьшения сжатия пружины. После установки таких проставок не будет былой раскачки автомобиля и машина перестанет клевать передком. Кроме этого межвитковые проставки способны защитить подвеску от пробивки, но они приводят к уменьшению рабочего хода амортизатора на сжатие (амортизатор практически не работает, пружина практически не сжимается), увеличение жесткости подвески, уменьшения комфорта. Споров по поводу целесообразности установки "домиков" большое множество, одни утверждают, что это хороший способ поднять задок, если пружины просели, другие приводят ряд негативных высказываний. Ясно лишь одно, что если Вы решили установить проставки амортизаторов, то не забывайте, что вместе с этим изменятся три важных параметра:

1. положение регулятора тормозных сил ("колдуна");

2. регулировка фар;

3. угол продольного наклона оси поворота передних колес (кастор).

Эти параметры напрямую связаны с безопасностью автомобиля на дороге, поэтому важно не забыть их отрегулировать.


Чтобы понять, нужно ли в вашем случае увеличение клиренса, нужно уметь его высчитывать. Кратчайшее расстояние от дорожного покрытия до низшей точки автомобиля, замеряемой в его середине, называется клиренс. Низ машины имеет множество различных выступов, выемок, навесного оборудования, и поэтому, найти нижнюю точку на глаз не так-то просто. Для решения этой проблемы следуйте правилу: низшая, и наиболее уязвимая точка автомобиля расположена под двигателем. Трансмиссия, система отвода выхлопных газов монтируется немного выше, чем «движок».

Не забудьте при расчете клиренса учесть наличие защиты под двигателем . Обычно это металлическая или пластиковая юбка, которая равномерно располагается под силовым агрегатом и служит для защиты двигателя от пробоя. Разумеется, заводская пластиковая защита, не сумеет серьезно защитить двигатель, например, от валуна, а вот несколько сантиметров дорожного просвета она отнимет.
Таким образом, учитывая размер клиренса при выборе автомобиля в салоне или на рынке, спрашивайте реальный размер дорожного просвета, так многие производители указывают клиренс без учета защиты. Таким образом, указанный клиренс может быть, к примеру, 160 мм, но, с учетом защиты существенно сократится до 140 мм.

Оптимальный размер клиренса
У каждой группы автомобилей, требования к размеру дорожного просвета различные. Как и принятие решения по целесообразности увеличения клиренса. Так, у легковых автомобилей расстояние до низшей точки от земли должно находиться в пределах от 140 до 200 мм;
Модный ныне и частый гость на дорогах «паркетник» располагается повыше: от 180 мм до 250 мм ;
Ну и король дороги – настоящий внедорожник должен иметь этот размер 200 – 350 мм.


Увеличиваем размер колеса, таким образом, чтобы «приподнять» автомобиль на несколько сантиметров вверх. Возможно, что купленная вами новая машина уже имеет колеса максимально допустимого размера. В этом случае увеличение клиренса за счет колеса не получится. Дело в том, что увеличивая диаметр, завод-изготовитель уменьшает резину покрышки по профилю.
Пример: 195/65R15 и 225/45R17. Как видим радиусы колес разнятся на целых 2 см, но за счет того, что разнятся также и профили резины, клиренс будет практически одинаков.
Если возможно, увеличиваем радиус колеса не меняя размер профиля, такое действие приведет к увеличению клиренса.

Более «высокие» детали, конечно же, поднимут корпус и обеспечат увеличение клиренса. Рынок запчастей достаточно насыщен, подобрать и установить новую подвеску совсем несложно. Однако, если ваш автомобиль новенький, находится на гарантийном обслуживании, то вы автоматически лишитесь привилегированного обслуживания. Еще одна проблема – поднятие центра тяжести повлияет на ходовые свойства, особенно при совершении маневров и виражей на скорости. Существенно ниже будет устойчивость в целом.

Как недостаток – повышенная нагрузка на втулки и как следствие возникновение деформации кузова. Цена таких деталей выше, чем у резиновых аналогов, но меньше чем у наиболее популярных алюминиевых. Последние используются особенно часто. Все характеристики, влияющие на техническое состояние автомобиля и на удобство в пути у них выше, чем у предыдущих образцов. Наиболее высоким является также и период использования. Однако и здесь следует быть аккуратным. Возможно появление следов коррозии в местах контакта с кузовом.


А вот материал АБС-пластик оказался лишен всех перечисленных ранее недостатков. Эти проставки прочны, незаметны, не окисляются и не коррозируют.

Если же вы все же решились на этот вариант, то предстоит выбрать из нескольких видов проставок – алюминиевых, полиуретановых или пластиковых. У алюминиевых срок эксплуатации на порядок выше, чем у полиуретановых и пластиковых, в этом компоненте самые быстро изнашиваемые – пластиковые проставки. Так что если собираетесь увеличивать клиренс всерьез и надолго – смотрите на алюминиевые детали. Кроме того, нужно помнить, что проставки различаются в зависимости от того, на какую подвеску, переднюю или заднюю, вы их поставите. Тут важно четко следовать маркировке и не перепутать детали местами. Устанавливаются проставки между чашкой кузова и пружиной амортизатора. Есть и еще один вид проставок – межвитковые, которые устанавливаются между витками пружин. Они также изготавливаются из различных материалов, но служат для ужесточения подвески, что помогает избежать недостатков, возникающих при установке обычных проставок (один из плюсов межвитковых проставок – уменьшение кренов авто в поворотах).
Плюсы проставок – увеличенный клиренс, отсутствие проседания задней части автомобиля при большой загрузке. Минусы – изменение углов работы подвески (может сказаться на управляемости автомобилем), увеличение хода амортизатора (возрастает риск пробоя подвески при попадании в глубокую яму) и вибрационных нагрузок на кузов и на саму подвеску. 3. Третий способ — замена заводских пружин амортизаторов на нештатные с большим числом витков.
Этот вариант более дорогостоящ, чем предыдущие два, так как предполагает покупку усиленных пружин с увеличенным количеством витков и длинноходных амортизаторов к ним (цена этих комплектующих и стоимость их установки различна, но она гораздо выше, чем у первых двух вариантов).

Достоинств у такого способа увеличения дорожного просвета автомобиля несколько: большой срок и ресурс эксплуатации, меньшее проседание кормы (по сравнению с проставками) при полной загрузке автомобиля. Из недостатков – изменение углов работы передней и задней подвески, увеличение ее жесткости, вибраций, которые будут передаваться на ходовую часть и кузов машины. Дорогой вариант увеличения клиренса Есть более дорогостоящий способ увеличить клиренс автомобиля – установка пневматической подвески. Он предполагает приобретение передних и задних пневматических подушек, датчиков давления воздуха, компрессора, ресивера и панели управления. Подробно этот способ описан в нашем материале о занижении подвески. Его основное преимущество – возможность изменять клиренс автомобиля в зависимости от скорости движения или качества дороги, по которой передвигается автомобиль, в достаточно широком параметре.
То есть, машина может получить как пониженный (для скоростной езды), так и повышенный (для езды по бездорожью) дорожный просвет. Недостатков, правда, тоже хватает: помимо дороговизны установки, ремонта и обслуживания, пневмоподвеска имеет сравнительно небольшой эксплуатационный ресурс (это особенно актуально для жителей российских регионов, где качество дорожного покрытия оставляет желать лучшего). Как видим, в любом из выбранных способов увеличения дорожного просвета автомобиля есть свои плюсы и минусы. Поэтому прежде чем решиться на такую операцию, тщательно просчитайте ее бюджет и подумайте о последствиях, которые могут произойти в результате изменения штатного клиренса вашего «железного коня».