666

Анхель - самый высокий водопад в мире

Самый высокий водопад в мире – Анхель – был открыт сравнительно недавно, в тридацатых годах XX века. И назван он так не в честь какого-то небесного жителя, все гораздо банальнее – он был открыт американским летчиком по фамилии Анхель. Почему же такое грандиозное творение природы было открыто только в XX веке? Дело в том, что до него можно добраться только двумя путями – это по воздуху (что и сделал Джеймс Анхель, когда летал в поисках алмазных месторождений над горным массивом Ауян-Тепуй) или по воде, а потом через джунгли (так поступили мы).

В 1949 году для изучения водопада была снаряжена экспедиция, которая шла к водопаду больше двадцати дней, нам же потребовались сутки, чтобы добраться из Каракаса до самого подножья самого высокого водопада в мире. Деревушка Канайма, от которой начинается самый интересный этап пути, находится в местности Gran Sabana (Большая Саванна) и добраться до нее можно только на самолете. Летают туда маленькие 5-местные “Сессны” из Каракаса, из города Боливар и из города Санта-Елена. Мы летели из Боливара, и путь занял примерно час.

Необыкновенные ощущения – сидишь как будто в такси, но на высоте 1000 метров, и за окном – одна сплошная саванна. Сплошь до горизонта одни деревья: ни дорог, ни деревень – никакой цивилизации.

Канайма представляет собой индейскую деревушку, как будто специально построенную для туристов. Тут и горячая вода, и лодки с мотором Yamaha, и свет, и магазин с пивом ценой в 8 боливаров (1,5 $) за бутылку. Но электричеством деревня обеспечивает себя сама – грех не поставить мини-ГЭС, когда вокруг одни сплошные водопады. В Канайму все привозят по воздуху, даже машины.

Я и восемь отважных мужчин в сопровождении двух индейцев отправились из Канаймы на моторной лодке вверх по порогам реки Чурум (бассейн Ориноко) к водопаду. Один раз за время пути пришлось выйти из лодки и идти час пешком по раскаленной солнцем саванне, потому что где-то в одном из узких мест реки лодка должна была пройти без груза.

Река, по которой мы плыли, совершенно прозрачна, но красного цвета из-за листьев каких-то деревьев, преобладающих в саванне. Гид сказал, что вода очень чистая и ее можно даже пить. Что мы и сделали, вода правда очень вкусная.

Плыли четыре часа, и сначала все было очень весело, пороги не такие уж и большие и всем нравился такой рафтинг. Но к середине пути пошел сильный тропический ливень, лодка то и дело застревала на мели, мужчинам приходилось выпрыгивать в реку и вытаскивать лодку на себе.

Как же мы были счастливы, когда, наконец, добрались до места назначения. Это было что-то вроде большого навеса с кучей гамаков под ним. Нам выдали гамаки и одеяла, индейцы пожарили курицу с рисом. Уже было темно, дождь все не кончался, а мы так вымотались, что сразу после ужина все заснули сладким сном, чтобы завтра с утра быть готовым к «штурму» Анхеля.

Утром мы увидели, что Анхель отлично виден из нашей посады. (Posada – исп. “дом”, “приют”). Зрелище просто впечатляющее, но наш проводник на этом не успокоился и повел нас к Сальто Анхель через джунгли.

60 лет назад этот путь был пройден группой ученых за 19 дней! Они пробирались к водопаду по этому маршруту через дикий лес, сплошь переплетенный лианами и буйной растительностью, прорубая дорогу с помощью мачете и топоров. Удивительно, но благодаря этим ученым, сейчас мы имеем возможность пройти этот маршрут за полтора часа. Во время пути наш гид индеец Эрнесто рассказывал нам о растениях, которые встречались нам на пути. Мы карабкались вверх, по уже культивированным джунглям, но все равно это довольно трудно. Но то, что мы увидели в конце стоило всех тех усилий, что мы прикладывали в последние сутки.

Анхель прекрасен и величественен. С вершины горы тонкими струйками стекают потоки воды, которые в середине превращаются в облака и как бы растворяются в воздухе, а в самом низу они становятся мощнейшим потоком воды.

Богатые американцы берут в аренду вертолеты, которые могут сесть на самую вершину водопада. Но у нас не было возможности платить 2500$ в час и мы, посидев час возле водопада, полюбовавшись им, отправились в обратный путь.

Так получилось, что следующую ночь мы ночевали не в самой Канайме, а на одном из многочисленных маленьких островов. Остров тот по странной случайности назывался Анатолий, в честь донского казака, который жил на этом острове, удалившись от цивилизации. На острове даже есть его могила, с надписью на русском языке «Пусть шум этой реки напоминает тебе Дон. Твои сестры». Остров находится прямо напротив каскада маленьких водопадов, песок на пляже белоснежен, и почти нет людей. И когда совершенно безоблачной ночью, лежишь на пляже под миллиардом звезд, слышишь только шум воды, почему-то совершенно не хочется думать об офисных буднях в шумном мегаполисе и о проблемах, а думаешь о том, как же все-таки хорошо жить на свете, ведь в нем столько всего прекрасного и удивительного.