666

666

Уроки фотошопа - как сделать волосы на фото более естественными и детальными

Ретушь иногда подразумевает замену фона на фотографии, и вот тут возникает проблема пушистых волос. Качественно вырезать девушку с копной волос — это не имеет ничего общего с жалкими потугами дизайнеров ( в большинстве своем ), пытающимися сделать это только с помощью Lasso Tool и Eraser Tool. Результат — аппликация.
Существует достаточно много плагинов к Photoshop и программ сторонних производителей призванных облегчить обтравку. Перепробовал их все — результат в большинстве своем разочаровывает. Давно пришел к выводу, что не надо пытаться вырезать каждую прядь волос — проще дорисовать. И вот наткнулся в сети на великолепный пример профессиональной работы. Автор Rotekopf написала очень толковую статью по обтравке,которую и привожу ниже:
секреты глянца: как сделать волосы естественными
...если волосы на фото, фото в мягкую обтравку, а вы — дизайнер/ретушер/фотограф. Остальным вряд ли это будет интересно, так что поберегите траффик и под кат не ходите.
Да, я знаю, что есть кисти, планшеты и специально обученные люди. Но бывает так, что всего этого нет, а фото нужно сделать срочно. Так что кроме стандартных кистей и инструментов Фотошопа, ну и мышки, конечно, больше ничего не понадобится. Основные инструменты — Path (контур/путь), Smudge (Палец) + вариации силы его нажатия (strength), и ластик-Eraser. Все на самом деле просто — разве только у вас на фото не пара негров в каракуле. Мелкие кудри с помощью этого метода будет сделать сложно, но я и не такое делала.
1. Это у нас оригинал.*
Уменьшите/увеличьте фото (resize) до того размера, который будет в финальной верстке. Сделайте цветокоррекцию и ретушь. Поставьте направляющие (guides), если фото в верстке скадрировано, по точкам кадрировки. Если сначала сделать волосы, а потом все вышеперечисленное, может статься, что вы напрасно потратили кучу времени — на картинке размером с ноготь или отрезанной сверху всей красоты просто не будет видно.
* спасибо, Берсерк. Надеюсь, ты не возражаешь.
2. Обтравите голову или всего персонажа, стараясь, чтобы путь (path) на один-два пикселя был внутри от настоящей границы. Не морочьтесь особенно — лучше потом пройдетесь ластиком, а особенно хитрые пряди нарисуете, сверяясь с оригиналом.
3. Выделите готовый путь (Ctrl+click), нажмите Crtl+J и сделайте Layer Via Copy (простите, не помню как в русифицированном фотошопе это называется. Я вообще против русификации в нашем деле, так что дальше придется обойтись без перевода — я просто не знаю, как и что зовется в русской версии). У вас должен получиться новый слой без лишней информации. Сейчас мы его обработаем и больше трогать не будем, как и Background — но Background не выкидывайте, он еще пригодится. Просто спрячьте Background, чтоб не отвлекал, и аккуратно ластиком — или лучше сначала лассо, а потом уже ластиком — вырежьте из волос на новом слое те места, где сквозь них просвечивает фон. Я иногда или вообще однородный фон не удаляю (слава Adobe, у нас есть Color Replacement Tool), или удаляю не весь: выставляю ластику 50% мощности, если фон там нужен. Все индивидуально.
Теперь инструментом Blur (капля такая, нажмите на клавиатуре R) аккуратно размойте контур волос по краю. И те места, где вы прошлись ластиком, тоже. Сила нажатия зависит от итогового размера картинки. Так, картинку на обложку смело можно блюрить 100%, а в маленькую подверстку и 30% хватит. Чтобы понять, не слишком ли сильно/мало блюра, а в дальнейшем и толщины волос, просто почаще выбирайте Actual Size (view=100%), и сами все увидите. Должно получиться как-то так:
Примечание. В двух глянцевых журналах мы пытались оптимизировать процесс, чтобы не возить грязной мышкой по формату А2, блюря контур, но результат механических действий типа Blur Edges неизменно получался хуже, нежели ручная работа.
4. Теперь создайте еще один слой Underpaint под тем, на котором персонаж. На нем будет «подмалевок» — большие, толстые и не очень подробные пряди. Подробные и тонкие будут лежать на следующем слое Details. Посмотрите на Background — и увидите, какие из больших и толстых прядей пострадали при обтравке. Вот их сейчас и нужно восстановить на слое с подмалевком. Если хочется, то можно и добавить персонажу шевелюры, и начинать это делать нужно сейчас. Я лично придерживаюсь мнения, что «лучше чем в жизни, не будет», но знаю и тех, кто из симпатии к обтравленному дорисует волосни раза в три больше. Возьмите инструмент Pen и отстройте несколько несвязанных контуров четко посередине будущих прядей.
Контур нужно строить по направлению роста волос: первую точку в том месте, откуда он будет «расти», последнюю — где он будет заканчиваться. Ну и, конечно, первую точку лучше «завести» подальше за контур, чтобы прядь плавно выходила из-под верхнего слоя.
5. Настало время «обвести» контуры будущих прядей — выполнить Stroke Path. Но сначала выберите инструмент Smudge (Shift+R) и настройте его, выставив силу (Strength) и размер кисти (Brush Size), а также обязательно включите галочку напротив опции Sample All Layers. Если ее не включить, Smudge не будет рисовать на другом слое. И спрячьте Background, чтобы не захватить случайно с него информацию. Это важно — из-за того, что по первости я забывала о включенной опции Sample All Layers, мне неоднократно приходилось переделывать уже почти готовую работу. Когда пользуетесь Smudge, включены должны быть только те слои, которые про волосы, и лежащий на самом верху обтравленный и разблюренный персонаж. Ни Background'а, ни слоя с какой-нибудь подложкой, ничего лишнего — иначе, когда вы закончите, из-под новых прекрасных волос будет светиться или белый/серый/черный контур (от белой/серой/черной подложки), или грязный контур (от Background). Починить это нельзя никак. За исключением этого момента, Smudge прекрасно подходит для нашей задачи; значительно лучше, чем обычная Brush. Теперь о настройке.
__________________Размер кисти зависит от размера картинки, но в итоге нарисованная прядь должна получиться не толще и не тоньше оригинальной. Придется немножко поэкспериментировать, но общее правило все-таки есть. Учитывая, что даже на обложку отдельные волосы из слоя с деталями не бывают толще 2 px, то подмалевочные будут в пределах 5–20 px. Причем я советую выбрать не сплошную кисть, а фломастер — пролистайте все «сплошные», и когда они закончатся на мягкой 300 px, начнутся фломастеры. «Драная» фактура, которая сводит прядь на нет, и размеры 14, 24, 27, 39, 46 и 59 рх, которые можно варьировать до любой удобной толщины — это несомненно более удобно, чем потом ползать с ластиком и подтирать концы волос, чтобы все выглядело более естественно.
__________________
Сила кисти от размера картинки, наоборот, почти не зависит. Так strength=50–65 дает на выходе длину волос от «ежика» до «рыбьего хвоста» — это вариант для Тимберлейка, Воли или Сергея Лазарева. Также малые значения strength нужны, когда толстая прядь выбивается из прически и внезапно заканчивается — на нашем примере такая прядь над левым плечом. Одним движением можно сделать ее как было. Strength=75–85 позволит дорисовать мех лисицы, песца или стрижку средней длины (Сати Казанова или там Юлия Началова), а strength=85–99 предназначен для длинных волос и пышных причесок, как у Анджелины Джоли, например. Чаще всего длинные волосы лежат в диапазоне strength=93–97, но 100 не ставьте никогда — волосы не «растворятся» в пространстве без дополнительных усилий.
Несвязанные между собой контуры нужны затем, чтобы в случае чего добавить объема отдельно взятым прядям, но начать можно с того, чтобы обвести все сразу. Выбираем настроенный Smudge, переходим на слой Underpaint под персонажем, идем в меню Paths, выделяем путь с волосами для подмалевка, выбираем Stroke Path... из выпадающего меню и задаем там инструмент Smudge. Больше нам в это меню залезать не придется. И вот подмалевок обведен.
Так как он лежит под основным слоем, то не видно, откуда начинаются пряди, и они просвечивают в тех местах, где ластиком удалили куски фона. Поэтому и нужен отдельный слой, хотя, казалось бы, все можно сделать и на основном. Теперь можно добавить, если нужно, объем отдельным прядям — просто выделите тот фрагмент пути, который собираетесь утолстить, и нажмите на иконку Stroke Path еще раз или два. Можно слегка разблюрить весь слой Gaussian Blur'ом, если он кажется слишком резким.
6. Пора заняться деталями. Принцип тот же, что и для подмалевка: новый слой Details уровнем выше подмалевка Underpaint –> пути –> Stroke Path. Только путей будет больше, размер кисти меньше, ну и все сразу не советую обводить. Что-то нужно сделать тоньше, что-то — на пиксель толще, и лучше, если добавлять детали по частям: немножко справа, немножко слева, потом финальные штрихи. Не забывайте посматривать на Actual Size, чтобы чрезмерно не увлечься. Кстати, об увеличении. Я работаю на огромном увеличении — до 800%, но я перфекционистка и работаю быстро. Другим же советую работать на 150–200% увеличения — это экономит время, а на результат почти не влияет. Это, кстати, из опыта работы ретушером — что смущает на 150%, будет смущать и в тираже. Если что-то цепляет глаз на 200%, а на 150% выглядит нормально, в тираже тоже будет выглядеть нормально. Не делайте лишних движений.
Можно не морочиться с путями, отстраивая их по реальному изображению, а нарисовать все от руки. Но если вы не чувствуете в себе задатков рисовальщика, то не стоит упражняться на срочной и важной работе. Редко у кого получается хорошо и сразу от руки нарисовать весь объем волос — чаще получаются невразумительные сосульки, торчащие совсем не оттуда, откуда росли бы настоящие волосы. Поэтому, если спешите, лучше отстроить часть волос с Background'a, те, которые ближе и интересней лежат. А то, что торчит отдельными петлями на несколько сантиметров от головы, можно не повторять вовсе. Если у персонажа гладкая прическа или волосы забраны в хвост, достаточно подрисовать небольшие «петельки» над макушкой и вытянуть пару тонких «финальных» волосин по краю контура, если волосы распущены. Дел на минуту, а фото смотрится живым и прекрасно удается от руки даже неопытным ретушерам.
__________________
Мех и хвойные деревья рисуются немного не так. Первые два шага совпадают. Но затем придется выставить правильное значение strength и вручную пройтись по всему контуру, соблюдая направление роста волос/иголок. В случае с мехом можно и не создавать отдельный слой, а с елью все же нужно. Это только звучит страшно, но на деле занимает не так уж и много времени.Ресницы же лучше сначала отрисовать путями, причем не нужно жадничать и добавить несколько от себя, а затем не забыть слегка размыть по дальнему от зрителя краю, чтобы создать впечатление воздушной перспективы. Кудри делаются так — сначала контуром рисуется одна петелька, потом множится; несколько штук на особенно видных местах имеет смысл подвергнуть Transform –> Distort, затем нужно их обвести, слегка подблюрить и на новом слое от руки немножко добавить деталей.
7. Все готово. Можно пройтись на всякий случай мягким 50% ластиком по «жестким» концам волос, чтобы они сошли на нет, схлопнуть верхний слой с «волосатыми» слоями, и если нужно, заменить фон.
.
 
8. Итог:



Комментариев нет:

Отправить комментарий