666

666

Изготовление швейцарских армейских ножей



Швейцарский армейский нож вместе с сыром, шоколадом, банковской системой и часами, является, чуть ли не самым известным вкладом швейцарцев в массовую культуру. Инновационная идея, поддержанная безупречным качеством, — вот рецепт, который уже более ста лет приносят успех компании «Викторинокс»



Складные ножи швейцарской фирмы «Викторинокс» стали предметом настоящего культа. Их должны иметь экстремалы и летчики, спасатели и туристы, мальчишки, которые играют в индейцев, и клерки, в чьих душах еще жив мальчишка. С помощью «Викс», как ласково называют их владельцы, настоящие мужчины покоряли Северный полюс и Эверест, джунгли Амазонки и космос. Даже мирные люди на Земле — Далай Лама и Папа Римский — не устояли перед соблазном: репортеры засняли их с «Викс». О том, что швейцарский нож является не просто вещью, а частицей мировой культуры, свидетельствует тот факт, что его включил в свою экспозицию нью-йоркский Музей современного искусства.

Своим первоначальным успехом фирма «Викторинокс» (тогда еще так не называлась) обязана швейцарской армии. Хотя со времен Наполеоновских войн Швейцария сохраняла нейтралитет в европейских военных конфликтах, она имеет одну из лучших армий в мире. Ведь военнослужащими считаются все швейцарцы мужского пола от 20 до 50 лет, которые регулярно проходят военные сборы. После обязательной службы мужчин записывают в мобилизационный резерв и выдают им на руки оружие и амуницию — чтобы те постоянно находились в полной готовности. Входит в этот экипировочный комплект и знаменитый армейский нож.










Историю «Викторинокс» можно начать с того, что в 1889 году на вооружение швейцарской армии было принято винтовку нового образца. Для ее разборки потребовалась отвертка, поэтому военные решили заменить обычный солдатский нож с одним лезвием складным многофункциональным. Лучшие ножи в то время делали мастера из немецкого города Золинген — они, соответственно, и получали заказы. Это ужасно возмутило одного патриотичного человека — 29-летнего швейцарского ножевых дел мастера Карла Эльзенера.





Карл родился в семье потомственных галантерейщиков. Учился в Германии у мастера хирургических инструментов и лезвий (что, очевидно, сказалось на качестве его будущих ножей). В 1884 году он основал в пасторальном городке Ибах мастерскую по изготовлению ножей. Узнав о потребности армии, Карл ставит перед собой цель: производить швейцарские ножи для швейцарского войска. Для этого он учреждает ассоциацию, в которую вошло 25 его коллег по цеху. Разработав конструкцию так называемого солдатского ножа (лезвие, отвертка, шило, открывалка для консервов, которые вкладывались в деревянную ручку), в 1891 году ассоциация выиграла свой первый армейский тендер. Но это еще не было успехом. Швейцарские ножи были дороже, чем немецкие, и первая поставка оказалась убыточной. Поэтому партнеры Эльзенера махнули на дело рукой, а сам он оказался на грани банкротства.

Подробное видео:







Спасла предпринимателя семья: добилась отсрочки долгов, предоставила кредит на дальнейшее развитие дела — ведь, чтобы конкурировать с золингенцами, необходимо было механизировать традиционное ручное производство, то есть построить завод. Для бизнесмена XIX века это был настоящий вызов, но Эльзенер справился. В результате за следующие три десятка лет он и еще одна швейцарская фирма «Венгер» полностью вытеснили немцев. И теснили их дальше столь успешно, что с 1976 года «Викторинокс» продает ножи… Бундесверу. Как и дюжине других армий мира.



Однако в 1890-х до этого было еще далеко. Поняв, что только армейским ножом не обойтись, Эльзенер разрабатывает другие модели: фермерский, студенческий, кадетский. Одновременно неутомимо работает над усовершенствованием тяжеловато и грубого солдатского. В 1897 году он запатентовал устройство, которое обеспечило его фирме прорыв на розничном потребительском рынке: Offiziersmesser — офицерский нож. Суть изобретения состояла в том, что Эльзенеру удалось закрепить шесть инструментов на двух пружинах, поэтому нож стал легче, элегантнее и при этом функциональнее. К стандартному набору инструментов добавился прототип корректора — маленькое лезвие, с помощью которого можно было подчищать ошибки на бумаге, а также, учитывая насущные потребности господ офицеров, — штопор. Армия не приняла этот нож на вооружение, а офицерам он настолько понравился, что они сами его массово покупали, и со временем вокруг Offiziersmesser образовался настоящий мужской культ. Очень качественный нож, который десятилетиями безупречно служил своему владельцу, обрастал символической ценностью, становился дорогим ностальгическим предметом.



После успеха офицерского ножа финансовые проблемы Эльзенера остались позади: ежегодные армейские поставки плюс живая розничная торговля по всей Европе обеспечили ему достаточный доход, чтобы щедро отблагодарить своим родственникам-кредиторам и сосредоточиться на развитии производства. Ведь заповедь «не почивать на лаврах» — это еще один из секретов успеха Эльзенера, который он передал в наследство своим сыновьям и внукам, которые все время оставались во главе компании (хотя сейчас обладают лишь частью ее акций). В «Викторинокс» всегда понимали, насколько важно не останавливаться на достигнутом и постоянно внедряли технические инновации и развивали модельный ряд.








Начало деятельности компании можно отнести к 1886 году, когда было образовано ножевое предприятие Paul Boechat & Cie. Небольшая ножевая фирма производила ограниченное количество моделей, довольно качественных и оригинальных. В 1893 году предприятие было реорганизовано и названо в честь своего нового руководителя — Теодора Венгера. Теодор оказался не только мастером своего дела, но и великолепным организатором, пробивным человеком, сумевшем в стартовом для фирмы Wenger году сразу же добиться значительного развития. Сначала компания вступает в Швейцарскую Гильдию Ножеделов, а затем Wenger получает от правительства страны солидный заказ на производство армейских ножей для солдат и офицеров. Требования к качеству и функциональности были очень высокими, и именно 1893 год можно считать датой закладки неизменных стандартов Wenger, доживших до наших дней.

Первый армейский нож от Wenger представлял себе простую складную конструкцию с одним лезвием. В основу модели была заложена надежность, качество, долговечность. Нож понравился военным, но вскоре приоритеты были пересмотрены. На вооружение швейцарской армии поступила новая винтовка, требующая наличия некоторого инструмента для ее обслуживания у каждого солдата. Специалисты Wenger не спасовали и изготовили многофункциональный инструмент (названный, кстати, первым в мире мультитулом), состоящим из ножа, отвертки, шила и открывалки для консервов. Модель так и назвали — «Швейцарский армейский нож». С этого момента компания Wenger становится полноценным официальным поставщиком ножевой продукции для армии, а ее название изменяется на немного пафосное «Швейцарская фабрика по производству ножей» (Fabrique suisse de coutellerie SA). В 1900 году предприятие покупает небольшую фирму, изготавливающую столовые приборы и вновь изменяет свое название на «Швейцарскую фабрику по производству инструментов».

В 1901 году Wenger выпускает первый многофункциональный карманный инструмент для солдатского состава швейцарской армии — измененный, доработанный и усовершенствованный. Далее предприятие развивает свой успех, изготавливая новые модели различных направленностей, хотя общий стиль «аутдор» прослеживается буквально в каждом экземпляре. В 1907 году Теодор Венгер возвращает компании свое имя — теперь предприятие называется Wenger & Co S. A. Параллельно с Wenger для армии Швейцарии выпускает свои великолепные изделия и второй «кит» ножевого дела — компания Victorinox, и для пресечения нездорового ажиотажа, вражды между предприятиями, министерство обороны в 1908 году принимает решение разделить армейские заказы поровну.

В 1922 году компания сокращает свое название до Wenger S.A., сохранившееся до сегодняшнего дня.

К 80-м годам ХХ века предприятие достигает огромного успеха: выпущено более 1000 моделей отменных ножей, продажи по всему миру, включая магазины зоны Duty Free, невиданная популярность продукции компании в различных странах, среди клиентов всех возрастов и социального положения. Тогда же, в 80-е годы предприятие начинает выпуск кухонных ножей серии Grand Maitre.

В 1986 году на фабрике происходит пожар: производство очень сильно пострадало, большая часть оборудования пришла в полную негодность. Но благодаря усилиям руководства, экономической поддержке страны производство восстанавливается. В 1988 году компания начинает выпуск армейских швейцарских часов. Впоследствии эта пара — часы плюс нож — становится своеобразным культовым набором. С 1989 года Wenger начинает производить специальные скаутские ножи по заказу всемирной организации скаутского движения. В дальнейшем популярность ножей Wenger возрастает еще больше: в 1992 году они включаются в экипировку астронавтов NASA: c этого момента ножи и мультитулы Wenger — еще и инструмент космической направленности. В 1995 году компания объявляет о выпуске серии профессиональных ножей SVIBO (мясницкие профессиональные ножи). В 1996 году Wenger производит серию уникальных ножей для Tiffany. Каждый экземпляр такого ножа — это шедевр, своего рода произведение искусства. В двухтысячном году швейцарский производитель Wenger начинает сотрудничать с компанией Porsche и выпускает серию ножей с неповторимым «автомобильным» дизайном.








В 2005 году происходит слияние компаний Wenger и Victorinox, с сохранением обоих брендов и традиций качества ножевой продукции Швейцарии. В качестве яркого доказательства состоятельности бренда Wenger предприятие выпускает в 2006 году серию карманных ножей NailClip в эксклюзивном исполнении. В этом же году предприятие начинает применять новые материалы в отделке — выпускается нож EvoGrip с резиновыми накладками.

В 2007 году фирма становится поставщиком ножевой продукции для команды Alinghi (команда Швейцарии по яхтенному спорту), для которой разрабатывает специальную модель спецназначения. Данный нож стал пионером в серии NewRanger — многофункциональных ножей для путешественников и экстремалов. В 2007 году Wenger выпускает самый многофункциональный складной нож в мире — Wenger Giant Knife (он занесен в книгу рекордов Гиннеса). В ноже умещается 87 инструментов, которыми можно производить 141 функциональную операцию. Далее предприятие выпускает несколько серий обновленных и модернизированных ножей Rangerи EvoGrip, становится спонсором экспедиции в Патагонию (поставляет для участников экспедиции свою продукцию и снаряжение).

Ножи Wenger имеют свой стиль: они совершенно не похожи на продукцию Victorinox, хотя эти два бренда и являют собой одно предприятие, и их направленности параллельны. Крупные ножи Wenger всегда более агрессивны и брутальны. И основной инструмент мультитулов от Wenger — это нож, а не пассатижи. Сейчас Wenger — это один из символов Швейцарии, продукция компании имеет высокий спрос, она популярна в более чем 100 стран мира.

Основателем известнейшей швейцарской ножевой компании Victorinox является Карл Элзнер, четвертый сын мастера-шляпника, решивший в свое время не идти по стопам родителя, а создать собственное дело. Карл задумал организовать в Швейцарии производство высококачественных ножей для нужд армии (в то время хорошие ножи закупались в Германии, в Золингене, а Швейцария, по сути, не имела собственного полноценного ножевого производства). Молодой Элзнер отправляется на учебу в Париж, а затем в Германию, где познает секреты ножеделов и набирается опыта. В 1884 году, в возрасте 24 лет Карл возвращается в родное местечко Ибах, где открывает небольшую мастерскую по производству режущих инструментов, ремонту и заточке ножей. Его мать Виктория во всем поддерживает сына, помогает ему с реализацией ножей через собственный шляпный магазин.

В 1890 году Карл Элзнер пытается реализовать свою давнюю мечту и организовывает довольно рискованное предприятие — он создает Гильдию Швейцарских Мастеров-ножеделов для выпуска армейских ножей. Всего в Гильдию вошло около 25 ножеделов-оружейников. Изначально Гильдия скопировала популярный армейский нож работы мастеров Золингена — комбинированный нож с большим клинком, деревянной рукояткой, шилом, отверткой и открывалкой. Ножи от Гильдии были качественные, не уступающие ни в чем немецким. Но, увы — они стоили дороже, нежели их прототипы из Германии. Карл все же смог стать поставщиком ножей для швейцарской армии (1891 год), хотя и практически в убыток предприятию.

Проект стал трещать по швам, и мастера Гильдии один за другим начали от него отказываться. Через год Карл стоял на грани банкротства и кто знает, не закончилась бы история будущей компании Victorinox на этом, если бы не Виктория Элзнер. Мать в очередной раз поддержала сына, убедила всю большую семью (в семье Элзнер было двенадцать детей) в необходимости помочь.

Карл при поддержке родных стал разрабатывать и выпускать небольшими партиями различные складные ножи: Кадетский, Фермерский, Офицерский, Студенческий. В 1897 году молодой мастер создает нож, который принес ему популярность, славу ножедела и первые значимые деньги. Это был Офицерский Спортивный Нож № 205. Нож имел шесть инструментов, фиксирующихся всего двумя пружинами. Он был легче и компактнее солдатского ножа, имел штопор и дополнительное небольшое лезвие. № 205 пришелся по вкусу офицерам швейцарской армии и заказы на фирме Элзнера стали расти. Спустя некоторое время популярность ножа № 205 выросла настолько, что его стали копировать в Германии. Карл упорно работал над усовершенствованием своих моделей и созданием новых: так появились варианты с ножницами и пилой. Вскоре деловые взаимоотношения между Карлом Элзнером и швейцарскими военными полностью восстановились. В 1908 году, после получения паритета на поставку ножей для армии между фирмой Элзнера и компанией Wenger, правительство Швейцарии позволило ножеделам размещать на своих изделиях государственную символику — крест на щите. Символично и то, что оба производителя называют свои изделия одинаково, только словами-синонимами: Victorinox — original (настоящий), Wenger — genuine (истинный) швейцарский нож.

В 1909 году умирает мать Карла, Виктория. И в честь своего вдохновителя благодарный сын называет ножевую компанию Victoria. Впоследствии это название претерпело одно изменение — к имени матери Карла добавилось inox (inoxidable) — нержавеющая сталь (изобретена в 1921 году). С 1923 года и до наших дней фирма Карла Элзнера и гордость Швейцарии носит имя Victorinox.

Предприятие Victorinox развивалось и крепло. Разрабатывались новые модели: армейские и офицерские ножи, сувенирные модели, складные многофункциональные инструменты для настоящих джентльменов и так далее. Компании удалось счастливо пережить Вторую Мировую войну, при этом даже открыв для себя «второй фронт» в лице солдат США и Англии, массово приобретавших высококачественные швейцарские ножи в конце войны.



В течение 1900-1920 годов Эльзенер-старший ввел в конструкцию своих карманных ножей новые инструменты — пилу, ножницы, пинцет, зубочистку; запустил линию кухонных ножей; придумал для своей продукции, ставшую знаменитой, эмблему — швейцарский крест на щите, а главное — начал использовать нержавеющую сталь, как только она была изобретена в 1913 году. Кстати, этой стали компания «Викторинокс» обязана и своим именем: Эльзенер добавил к имени своей матери Виктории частичку «ИНОКС» — сокращение от французского inoxidable (нержавеющий). Так возник оригинальный и звучный бренд.



Второе и третье поколение Эльзенеров продолжали эволюцию ножа, неутомимо улучшая качество стали и заточки. Вообще качество «Викс» можно и не комментировать — оно уже стало легендарным. Достаточно сказать, что производитель дает им пожизненную гарантию, а целый отряд тестировщиков проверяет каждое изделие вручную! Кроме того, Эльзенеры постоянно патентовали все новую и новую начинку ножей: открывалку для бутылок и пилочку для ногтей, гаечные ключи и отвертки, ложку и фонарик, увеличительное стекло и шариковую ручку, флешку и MP3-плеер…



Список можно продолжать еще долго. Недавно инженеры «Викторинокс» решили собрать в один меганож все инструменты, которые до того использовались в различных моделях. В результате появился на свет SwissChamp XXLT — такой взъерошенный сталью кубик, шириной 6,6 см и ценой свыше 800 долларов. Он способен выполнять 73 различные функции, хотя в действительности это, конечно, скорее презентационное, чем функциональное изделие. Параллельно разработчики развивали линию профессиональных ножей (собственно, это были скорее наборы инструментов): для механиков, садовников, спасателей, путешественников, медиков, компьютерщиков и т.д.



Завоевание США

До 40-х годов ХХ ст. «Викторинокс» сумел обеспечить своей продукции лучшее качество при разумной цене. Предпосылки для выхода на мировой рынок были заложены. Осуществить этот прорыв помогла война. Цинично, но факт: «Викторинокс» Вторая мировая принесла только процветание.



Поскольку немецкие войска не решились ворваться в хорошо защищенную Швейцарию, завод Эльзенеров не останавливался и даже достраивался: многофункциональный нож в военном хаосе стал большой ценностью.



Американские союзнические войска, которые прибыли в Европу, познакомили Старый мир с жевательной резинкой, а Старый Свет, в свою очередь, — со швейцарскими армейскими ножами. Пораженные качеством, воины закупали их оптом и отправляли домой для перепродажи. По окончании войны «Викс» вошли в ассортимент американских гарнизонных магазинов, а впоследствии — магазинов активного отдыха.



В конце концов США стали для «Викторинокс» главным рынком, на который сейчас приходится половина всего экспорта компании. На втором месте — Германия. Азиатские рынки «Викторинокс» начала осваивать только в 90-х (слишком сильна там конкуренция со стороны китайцев: их продукт хоть и значительно менее качественный, но и существенно дешевле). Но интересно, что при этом сам бренд «Викторинокс» в Штатах малоизвестен. Американцы почему-то его упорно не признавали, называя свои любимые ножички просто SAK (Swiss Army Knife — швейцарский армейский нож). Поэтому в 1980 году специально для североамериканского рынка зарегистрировали бренд Swiss Army. При этом возникли некоторые интересные осложнения. Швейцарская армия имела право требовать плату за использование своего названия. Однако, учитывая ту символическую и материальную роль, которую «Викторинокс» играл для своей страны, Министерство вооруженных сил решило этого не делать. Но поставило два требования: продукция, которая выходит под брендом Swiss Army, должна изготавливаться на территории Швейцарии и быть «отличного качества».





Поскольку спрос на нее никогда не падал, руководство занималось преимущественно тем, чтобы совершенствовать технологии, развивать производственные мощности и развивать экспорт. Ситуация изменилась лишь в 1980-х по инициативе американского дистрибьютора фирмы. Маркетологи провели в Соединенных Штатах исследования, которое показали: американцы готовы покупать и другие вещи под брендом Swiss Army, поскольку связывают его с такими достоинствами, как качество, функциональность и удачный дизайн. Чем еще известна Швейцария, кроме сыра и ножей? — Подумали в «Викторинокс» и запустили в производство линию наручных часов Swiss Army Watch. Успех превзошел ожидания: сейчас каждый пятый швейцарский хронометр, который продается в Штатах, изготовлен «Викторинокс». Популярны — только Swatch и Tissot.